30 сент. 2009 г.

Цифирьки

Если побывать везде в Сибири, то получится, что объехал 57% всей страны (по площади). Не мало..
Ну и в подтверждение слов Ломоносова, что "Российское могущество прирастать будет Сибирью": население Сибири 23 млн 893 тыс. чел. (на 1.1.2009), или 16.9% населения России, а доля Сибири в ВВП всей страны - 24,7%..

29 сент. 2009 г.

Первые походы

Первым

сибирским походам

центробанк, оказывается, ещё 8 лет назад посвятил серию монет.. "

Освоение и исследование Сибири

, XVI-XVII вв" (картинки кликабельны, ссылки на соответствующие страницы ЦБ РФ)

Карта Сибири XVII в.
3 рубля.
Карта Сибири XVII в.: в центре — река с притоком, слева — всадник на коне, перед ним — стилизованная горная цепь, справа — всадник на олене, держащий колчан со стрелами, вверху — возница, управляющий оленем, запряжённым в нарты, внизу — всадник на двугорбом верблюде; справа — соболь, сидящий на дереве.





изображение Ермака
25 рублей.
в центре — плывущая ладья с гребцами и стреляющими из ружей воинами, слева — поясное изображение Ермака с секирой в руке, деревья на скалистом берегу реки, справа — укрепление на крутом берегу, у подножия – 4 лучника в лодках, на втором плане слева — плывущая ладья, справа на берегу — деревья, выше на фоне реки с притоком — надпись: «ТОБОЛЬСК», вверху — две лисицы, держащие корону, лук и перекрещенные две стрелы.



портрет В. Пояркова
50 рублей.
слева – портрет В. Пояркова, под ним — ветка хвойного дерева, над ним — две лисицы, держащие корону, лук и перекрещенные две стрелы, справа — плывущий коч (парусно-гребное судно), на втором плане — очертания карты Восточной Сибири с надписями: «Амур», «Якутск»







100 рублей.
В центре — плывущий коч (парусно-гребное судно), над ним — очертания северо-востока Азии и Аляски, слева — две лисицы, держащие корону, лук и перекрещенные две стрелы, справа — профильные портреты Ф. Попова и С. Дежнева, под ними — дата «1648», на втором плане — скалистый берег, восходящее солнце.

Плато Путорана

Как часто бывает, чисто случайно наткнулся на информацию об очень интересном месте..

В необозримых просторах тайги затеряно таинственное плато Путорана – наиболее высокая часть Среднесибирского плоскогорья. «Путорана» на языке местных жителей – эвенков – означает «страна озёр с крутыми берегами».
Плато Путорана – наиболее приподнятый массив Среднесибирского плоскогорья, огромная горная страна у подножия полуострова Таймыр. Это плоские столовые горы, разрезанные тектоническими разломами, по которым заложены глубокие (до 1300 метров) речные долины с крутыми склонами и с многочисленными уступами – идеальные условия для образования водопадов. Такого количества водопадов на единицу площади, наверное, нет нигде в мире. В России путоранским водопадам принадлежат все рекорды: здесь находится самый большой водопад по высоте (108 м., р. Канда) и самый большой водопад по расходу воды.
Никакие дороги здесь, разумеется, не подходят, туристы попадают сюда на вертолетах, пролетая сотни километров. Расположено плато в субарктическом поясе, в зоне тундр, лесотундр и редколесий. На западе распространены густые темнохвойные леса, главным образом из ели и пихты. На востоке редкостойные леса из даурской лиственницы, наиболее устойчивой к промерзанию грунта. Граница редколесий не поднимается выше 800 м. над уровнем моря. Ранним летом (в июне и начале июля) здесь все покрывается ковром из цветов: синие колокольчики, незабудка альпийская, горечавки, желтые и белые полярные маки, оранжевые купальницы (жарки). На болотах и впадинах большое количество пушицы. Среди тундровых растений преобладают различные мхи и лишайники, низкорослые кустарники, многолетние травы, главным образом осоки и злаки. У подножия плато и по широким, заросшим лесом долинам рек можно встретить бруснику, чернику, шикшу, голубику, а на заболоченных участках – клюкву и морошку. В отдельные периоды вооб-ражение поражает невероятное количество грибов – подберезовиков и подосиновиков. Животный мир плато уникален и характеризуется богатством видов из Красной книги РФ. Только здесь можно встретить самого крупного в мире путоранского снежного барана, увидеть редкого сокола – кречета, поймать нигде больше не встречающегося гольца дрягина.

Посетить как-нибудь, что-ли... и на вертолёте как раз ещё не летал никогда..:)

26 сент. 2009 г.

Хождение вокруг моря

Сказ о том, как две пузотёрки Обское море обошли или увлекательное

путешествие по Сибири

:)Церковка (песчанка), Караканский бор.
Сама идея родилась и окончательно сформировалась ещё в феврале, когда на улице стояли холода, а душа рвалась на волю и мечтала о летних вечерах у моря на закате.
В путь двинули к вечеру 12ого июня, в день России. В первый вечер проехали по трассе м52 до поворота к Бурмистрово после Искитима, Берег Обского моряпроехали Бурмистрово, Быстровку, Завьялово, переехали мост через р. Каракан, по караканскому бору проехали почти до Ерестной, не доехав где-то километра 4-5 (и упёршись в стандартные развезённые лесовозами буераки на основной дороге, "церковке" или "песчанке"), побуксовали, порезвились в грязи и свернули к морю, там перночевали. По прямой на "пузотёрках" (наши машины были - Toyota Chaser в 80м кузове, не шибко высокий задний привод, и Subaru Legacy Wagon BF-5, хоть по грязи нормально гребёт, но геометрическая проходимость никакая) проехать Завтрак на берегу:)стало почти невозможно из-за нескольких участков, за последние годы убитых лесовозами, поэтому проще проехать это место (около 22-24км песчанки) по параллельной дороге вдоль моря, свернув на неё по широкой просеке в районе 21ого километра.
На утро, попив кофе с печенюшками, двинулись дальше. Надо сказать, что до района Ерестной ездим часто, дорога знакомая, а дальше проезжать вдоль берега ранее не приходилось.
Изначально предполагали в этот день доехать примерно до Абрашино и там устроить следующую стоянку. Проехали Ерестную, местность оставалась практически такой же - сосновый бор с лиственным подлеском. Доехали до Нижнекаменки, заехали посмотреть на паромную переправу, заодно узнать расписание парома - вдруг пригодится в будущем. Двинули дальше, попутно периодически заворачивая к берегу, думая, гОзеро мраморного карьера, Абрашиноде бы лучше остановиться. Лес становился всё более лиственным, берег - заросший травой. Стоять там не очень хотелось - во-первых, и к душе ближе сосновый лес, красивее он и уютнее, и во-вторых, становиться сборщиками клещей както не очень. В итоге, около Абрашино заехали на озеро, образованное из затопленного марморного карьера. Довольно красиво, такое ощущение, что попал на Алтай. Но кругом цивилизация, охраняемая база отдыха с капитальными бревенчатыми домиками, мостки, беседки, катамараны, лодочки.. Поехали дальше. Перед рекой Чингис свернули ещё раз вправо, доехали до какого-то "склада" щебня на берегу (возможно, там загружают баржи), свернули влево, поискали место, нашли несколько хороших мест на обрывистом бережку и с сосновым лесом, но они были заняты, развернулись и поехали дальше. Доехали до Чингиса. Ничего примечательного там не увидели, двинули ещё дальше (т.е. уже явно проехали место предполагавшейся изначально стоянки). Следующей деревней было Малетино. Что удивило, это наличие детской площадки, со всякими металлическими сооружениями, которые обчно строят во дворах многоэтажек. Проехали деревню, дальше дорога шла вдоль моря по полю, море в этом месте по ширине уже как река. Проехали километро 7, переехали небольшую дамбу, отгораживающую небольшое озерцо от воджохранилища (на берегу озера стояло несколько машин, болталась надувенушка с рыбаками), заехали в лиственный лес, очень сильно резвезённый после дождей. На выбор было 3 дороги. Честно побуксовали в каждом направлении, поняли, что далеко так не уедем, вернулись обратно в Малетино. У местного жителя спросили, правильно ли мы едем. Его ответ был в стиле "ну правильно, конечно, но эта дорога для легковых проезжая только до дождей". Поскольку дождь или с завидной периодичностью уже больше недели и температура не поднималсь днём выше +12+14, то решил, что это не наш путь.
Вернулись в Чингис. Ещё дальше в обратном направлении ехать не было смысла. Поехали по дороге, перпендикулярной к морю - на Шайдурово. Попутно вспомнил, что забыл карту, на gps отмечены только некоторые точки-деревни. Позвонил домой в Новосибирск, после консультаций решили сделать небольшой крюк через Шайдурово - Верх-Аллак. В Шайдурово кончается гравийка и дорога разделяется на две - асфальтированная, идущая в Сузун, и в сторону Верх-Аллака, начинающаяся с размытой глинистой горки с камнями и идущей далее через вспаханные поля. Когда подъехали к горке, то было где-то семь вечера. Как карабкались в гору и пытались проехать по полю описывать очень долго.. и как грубо матерились и хотели ненадолго превратить японские легковышки в тракторы или хотя бы в уазы.. В общем, поняв, что долго мы по полю не протянем, вернулись обратно в Шайдурово, уже стемнело, был двеннадцатый час. Поехали в сторону Чингиса, посередине опять встретился указатель "Столбово", остановились около него, подумали, посмотрели на gps, направление совпадало с направлением на Дресвянку, от которой до переправы в Камне-на-Оби рукой подать, решили ехать. На карте этой дороги не обозначено, как потом смотрел! Скорее всего, раньеш это была плохая лестная дорога, посыпали щебёнкой и расшириле её лесорубы в последнее время. (по дороге встрчались светящиеся в ночи вагончики-"конторы" лесорубов). Поэтому привожу на картинке примерный маршрут. До Столбово получилось где-то 25 километров сносной гравийки, в 2 часа ночи въехали в деревню, чем немного озадачили местную молодёжь, вышедшую из клуба. В общей сложности за рулём в этот день уже провели 12 часов и очень немного ели, поэтому прямо на окраине деревни остановились, покушали, легли спать в машинах. Проснулись около пяти утра от холода, решили не греться автомобильными печками, а дожарить остатки шашлыка и попить горячего чаю. Местные жители соседнего с нашей импровизированной стоянкой дома, погнавшие двух коровок на пастбище, были несколько удивлены, обнОчередь на паром, Камень-на-Обиаружив окло своей ограды в 7 утра нас, доедающих шашлык и допивающих чай между двух облепленных грязью машин, трезвых и весёлых. Местные подсказали дорогу до Камня (точнее до Плотинной, деревня на правом берегу, рядом с паромной переправой). В 9 утра переправились на левый берег, попали в Камень. Маршрут по левому берегу был настолько же неинтересен, как интересен был наш путь по правому берегу до этого. Поэтому рассказывать тут особо нечего. Везде дорога хорошая, асфальт, за исключением участка гравийки на границе Новосибирской области и Алтайского края, но и там можно ехать около 60-70 км/ч, дорога достаточно ровная. Около Усть-Алеуса свернуля прямо под укзатель одноимённой базы отдыха, выехали на обрывистый бережок, там и переночевали, среди сосен. На утро собрались и вернулись домой.


В итоге, весь маршрут со стоянками занял с вечера пятницы до обеда понедельника, пройдены было около 530 запоминающихся надолго километров. Это, конечно, со всеми петляниями, возвращениями, поисками стоянок, без этого могло бы занять около 450км, и быть при этом намного скушнее.

24 сент. 2009 г.

Отправная точка - Новосибирск


Начать вести блог, посвящённый туризму и путешествиям по Сибири, логичнее всего именно с этого города. Во-первых, малая Родина и место жительства. Во-вторых, по совместительству, столица Сибири. В-третьих, из-за первого обстоятельства, для меня это действительно всегда отправная точка. Описывать все факты о городе смысла нет, я думаю, т.к. иначе получится статья-портянка с голыми фактами типа такой - wiki.новосибирск . Лучше, выскажу своё краткое мнение.

Долго думал, какое прилагательное подобрать, наиболее подходящее Новосибирску. Пёстрый, наверное. Да, пёстрый. Город контрастов. Город, где на каждой улице натыкано всего разного по-немножку.

В городе есть много мест, куда можно зайти, посидеть, поесть, посмореть, купить, продать и даже прогуляться. В городе почти нет мест, на которые будешь каждый раз смотреть и восхищаться красотой архитектуры (скорее всего, из-за того, что город относительно молодой, и не застал те времена, когда строили действительно Дома и Здания, а не спальные коробки и торговые палатки).

С одной стороны, город даёт большие (по сравнению с городами-соседями) возможности в плане образования и последующей профессиональной деятельности. По-крайней мере, выбор и в той и в другой области достаточно широкий. С другой, это не делает жизнь в городе действительно комфортной.

Если вы не были в Новосибирске, то заехать в этот город, безусловно, стоит. Прогуляйтесь по центру (лучше вечером или ночью), по набережной, съездите отдохнуть на берег водохранилища. Но если у вас мало времени и вы хотите в сжатые сроки увидеть как можно больше необычного и достопримечательного, то возможно, вам стоит обратить внимание на другие города Сибири.

Добро пожаловать!

Дорогие читатели и гости! В данном блоге размещены и будут регулярно появляться сообщения о городах Сибири, путешествиях по её просторам, личное мнение автора о том или ином городе, месте и т.д. и т.п. Поэтому, если вам есть, что рассказать, то присылайте свои истории на мой адрес: m.k.baev@gmail.com. Они будут обязательно прочтены, пристально рассмотрены и опубликованы в блоге, при условии, что будут соответствовать тематике.